Рабочая программа по литературе 2018-2019

Вы здесь: Главная » Образование 2019 » Рабочая программа по литературе 2018-2019

Главным рабочим документом, предназначенным для упорядочивания работы учителя литературы,  является его рабочая программа. Здесь собраны все важные разделы, которые помогают организовать работу педагога на уроке с учащимися, определить содержание уроков, их вариативность. В школах Российской Федерации литература изучается по разным учебникам, но рабочая программа нацеливает на изучение всех основных периодов русской литературы. Рабочая программа по литературе 2018-2019 учебного года также призвана систематизировать и облегчить работу педагога на уроках по изучению художественного писательского труда.


СОДЕРЖАНИЕ


Учебники литературы

Учебник —  это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в учреждениях образования, так и для самостоятельного обучения. От учебника зависит, насколько хорошо ученик усвоит материал.

Рабочая программа по литературе 2018-2019

Если сравнивать учебники под редакцией В. Коровиной и Г. Меркина, которые в полной мере соответствуют современным образовательным стандартам (ФГОС), то можно прийти к следующим выводам:

  1. Тексты, представленные в учебниках, практически не отличаются друг от друга, но в учебнике под редакцией Меркина биография писателей представлена более объемно, чем в учебнике под редакцией Коровиной.
  2. Стоит отметить, что в учебнике (под редакцией Меркина) представлен дополнительный материал в виде статьей об историческом периоде того времени, отзывы современников и первых читателей произведений.
  3. Вопросы и задания в учебниках достаточно разнообразны:
  • лексическая работа,
  • вопросы на знание и восприимчивость текста,
  • рассмотрение иллюстраций к тексту,
  • нарисовать понравившийся эпизод из рассказа.

Обе линии учебников прекрасно справляются с функцией подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по литературе, так как содержат весь необходимый материал, знание которого и проверяется на экзамене.

Примерная структура рабочей программы

№ раздела Название раздела программы
1 Пояснительная записка
2 Общая характеристика учебного предмета
3 Место учебного предмета в учебном плане
4 Содержание учебного предмета
5 Тематическое планирование
6 Календарно-тематическое планирование
7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
8 Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения  предмета и система их оценки

Особенности рабочей программы по литературе по классам

5 класс

В 5 классе на уроки литературы может выделяться 3 часа в неделю. Всего по программе получается 102 часа в год. Тематически содержание материала распределяется таким образом:

  1. Введение.
  2. Из мифологии.
  3. Из устного народного творчества.
  4. Из древнерусской литературы.
  5. Басни народов мира.
  6. Из литературы XIX века.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы,
  • доклады,
  • диалоги,
  • творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

6 класс

Главная идея программы по литературе в 6 классе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Структура тем:

  1. Введение.
  2. Греческая мифология.
  3. Устное народное творчество.
  4. Древнерусская литература.
  5. Литература 18 века.
  6. Литература 19 века.
  7. Литература 20 века.
  8. Произведения о Великой Отечественной войне.
  9. Зарубежная литература.

В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).

7 – 9 классы

Структура материала в 7, 8 и 9 классах совпадает. В программе соблюдена системная направленность: в 7-9 классах это освоение различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Тематическое планирование в 7 – 9 классах выглядит так:

  1. Введение.
  2. Из устного народного творчества.
  3. Из древнерусской литературы.
  4. Из литературы 18 века.
  5. Из литературы XIX века.
  6. Литература 20 века.
  7. Зарубежная литература.

Базисный учебный план учебного учреждения может  предусматривать   изучение литературы   в 7 и 8 классе в объеме 2 часа в неделю. Согласно учебно-календарному графику – это составляет 68 часов.

В 9 классе время на изучение литературы может быть увеличено до 3-х часов на усмотрение администрации школы.

Рабочая программа по литературе 2018-2019. ФГОС

Результаты изучения литературы

Любой учитель планирует и результаты освоения программы. Это могут быть как личностные результаты, так и предметные и метапредметные.

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств  личности ,
  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
  • уважительного отношения к русской литературе.

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему,
  • выдвигать гипотезу,
  • структурировать материал,
  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
  • выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
  • Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог.
  • Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.

Разработка примерной рабочей программы требует от учителя литературы внимательного отношения к  основным документам, на основе которых и составляется рабочая программа. К таким документам относятся: закон  «Об образовании в Российской Федерации», государственный стандарт  общего образования, примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы).

Конструирование рабочей программы по литературе можно посмотреть здесь:

Статьи по теме:

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением!

Для авторизации используйте соцсети (Facebook, Одноклассники, вКонтакте и др.), либо гостевой доступ.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.