С момента создания первого поезда лидеры стран неоднократно убеждались в удобности и практичности использования железных дорог. В ряде стран День железнодорожника, как правило, приурочен к первому запуску железнодорожного состава или революционных событиях в данной отрасли. На территории России праздник «День железнодорожника» проводят с конца XIX века.
СОДЕРЖАНИЕ
- История железнодорожного транспорта. ЖД в России
- Какого числа и когда отмечается День железнодорожника
- Мероприятия ко Дню железнодорожника
- Торжественные поздравления
- Поздравления от близких
История железнодорожного транспорта. ЖД в России
Чтобы узнать насколько давно человечество знакомо с рельсовыми путями, стоит заглянуть в Германию XVI века. В шахтах того времени использовали рельсы и вагонетки, материалом для изготовления которых выступала древесина. Спустя век дерево заменили на железо, что зародило в головах инженеров мысль использовать железную дорогу для пассажирских перевозок.
Человеческая изобретательность не знает границ, что позволило создать паровой двигатель. Последующие модификации поспособствовали использованию разработки в разных транспортных средствах, например, в первой паровой машине созданной Джеймсом Уаттом в 1773 году.
Именно на паровые двигателя обратили внимания инженеры, занимающиеся разработкой железнодорожного транспорта. Пионером в данной области стал британский изобретатель Ричард Тревитик. Инженер в 1801 году презентовал паровоз, который развивал скорость до 10км/ч. Изобретение Тревитика не нашло широкого применения, ведь паровоз, помимо низкой скорости, обладал массой недостатков:
- громоздкость конструкции;
- большой вес, что не позволило использовать чугунные рельсы;
- громкая работа;
- при работе вбрасывалось обильное количество чада, из-за использования угля.
Революционным изобретением в железнодорожном транспорте в 1829 году стал паровоз «Ракета». Разработка принадлежит Джорджу и Роберту Стефенсонам, которые также предложили использовать вместо чугунных железные рельсы, а «подушки», которые после превратились в шпалы, делать из дерева.
Российская империя заинтересовалась в постройке железной дороги с конца XVIII века. В 1830 году начали массово обсуждать значение прокладки железнодорожного пути. Взвесив все «за» и «против» Николай І решает начать строительство. Для разработки проекта в 1934 году специально пригласили инженера из Австрии Франца фон Герстнера. Два года спустя Николай I утвердил указ о постройки железнодорожной линии «Санкт-Петербург — Царское село».
В 1837 году прошло торжественное открытие первой в Царской России железной дороги. Места пассажиров заняли специально приглашенные гости и сам Николай I, а место машиниста занял австрийский инженер. Представленный маленький участок пути стал отправной точкой в развитии железнодорожной индустрии в России.
Шли годы, железная дорога соединяла больше городов. На сегодняшний день Россия берет бронзу в мире по протяжности железных дорог (124 тыс.км). Помимо развития магистралей усовершенствовались и поезда, что позволяло перевозить больше грузов и людей, положительно влияя на экономику и инфраструктуру страны.
Поезда сыграли ключевую роль не только в мирное время. В крупномасштабных конфликтах, в частности во Второй мировой войне, использовались бронепоезда, которые представляли собой тяжелобронированных монстров с крупнокалиберными пушками и пулеметами.
Серьезная слабость такой боевой единицы: зависимость от рельсовых путей, уничтожение которых ограничивали действия поезда, вплоть до схода состава с рельс. Поезда активно использовались для транспортировки на фронт боевых машин (танков, броневиков, САУ), а также доставляли провизию и боеприпасы. Известнейшими бронепоездами выступают:
- Козьма Минин — воплощен в металле в 1941-1942 года. Оказывал стойкое сопротивление немецким оккупационным войскам во время Курской битвы.
- Илья Муромец — создан в 1941-1942 годах. Принимал участие в ряде сражений. Остановился во Франкфурте-на-Одере, из-за разрушенного моста через реку.
На сегодня в распоряжении железнодорожников России, помимо тепловозов и электровозов, находится скоростной поезд «Сокол», способный развивать скорость свыше 200 км/ч.
Какого числа и когда отмечается День железнодорожника
Идея празднования принадлежит князю Михаилу Хилкову, который в 1896 издает приказ о праздновании Дня железнодорожника. Дата торжества приурочена ко дню рождению Николая І — по Юлианскому календарю 25 июня (6 июля по Григорианскому).
День железнодорожника праздновали 25 июня до Октябрьской революции, которая прошла в 1917 году. Новый режим повлек за собой немало изменений, в том числе и в списке праздников. День железнодорожника ушел в тень до 1936 года. Стоит отметить перенесение даты торжества — в сталинские времена праздник проводили 30 июля.
С наступлением 1940 года правительство СССР решило перенести дату празднования на первое воскресенье августа. Данная традиция расчета торжества сохраняется и по сей день. В 2019 году День железнодорожника в России отметят 4 августа.
Мероприятия ко Дню железнодорожника
К праздничному дню администрация города готовится заранее, особенно в крупных городах и населенных пунктах, где железнодорожные узлы имеют стратегическое значение.
К празднику стараются закончить работы, связаны с ремонтов путей или прокладкой новых направлений. Руководство стремится поставить на рельсы парочку современных составов, тем самым провести модернизацию железнодорожной структуры РФ. Отличившихся работников и руководителей награждает администрация города и государства.
Как и полагается столице, в Москве пройдут масштабные мероприятия посвященные железнодорожникам: на площадях установят сцены, где любой прохожий сможет стать свидетелем выступлений любительских коллективов. Также стоит учитывать то факт, что праздник выпадает на выходной день, что позволит весело отдохнуть в кругу любящей семьи.
Торжественные поздравления
День железнодорожника по праву считается одним из популярных профессиональных праздников. Ведь благодаря машинистам, проводникам, инженерам и другим людям работающих в данной области, достигается комфорт и скорость в перемещении между городами. Промышленность государства также обязана железным дорогам, ведь грузовой состав, сложенный из десятков вагонов, способен перевозить огромное количество сырья.
По телевидению готовят репортажи, в студии приглашают ветеранов труда и руководителей. Каналы транслируют документальные фильмы, в которых описывается путь развития железнодорожной индустрии разных стран.
Поздравления от близких
Поддержка родных людей важна в любой профессии. Слова поздравления сделают приятно родственникам и знакомым, которые находятся в праздничный день в рейсе. Тяжело представить что будет, если железнодорожная паутина станет неактивной даже на короткое время.
Достойным подарком служит красивая открытка, в которую создатель вложил душу, или маленькая тематическая вещица, которую можно взять с собой в путь. Железная дорога может быть непредсказуемой, несмотря на то, что имеет четко проложенный маршрут. Работники железной дороги подобные подарки от близких воспринимают как талисманы, которые оберегают от неприятностей.